Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы

Диссеминация опыта или взаимообогащающий обмен?

Немного о проблемах передачи,  «освоения» и эффективного использования знаний и технологий в современном образовании.

  • Индивидуальный и уникальный опыт учителя (донора) возможно передать исключительно в виде отдельных элементов технологии, так как любая попытка этот опыт «трансплантировать» (если уместно использование медицинских терминов наряду с такими словами, как  «реципиент» и «донор») в большинстве случаев приведет к неуспеху.
  • Передача знаний и технологий в современных условиях может осуществляться только дистанционно, причем большая  удаленность донора и реципиента – залог создания оптимальных условий сотрудничества. Близость коллег, работающих в одном районе, в одной школе, не облегчает, а затрудняет сотрудничество. Легче выйти в Интернет и общаться на форуме, нежели  вырваться в соседнюю школу за чьим-то опытом.
  • Возможно, материальное стимулирование поддержит мотивацию учителя к освоению и применению новых технологий. Однако только материальное стимулирование может привести как всегда к формальному функционированию лже-системы обмена опытом.
  • Традиционная система повышения квалификации изжила себя.  Сегодня существует структура методической службы, главными мероприятиями которой  становятся периодические сборы педагогов, не всегда осознающих смысл работы на курсах, семинары (как правило, проводимые школами в связи с  грядущей аккредитацией или аттестацией).  Думается уместным предложить такой фантастический вариант:  ввести ставки учителей-методистов, которые при минимальном количестве собственных часов смогут «вести» в рамках своей технологии индивидуально несколько учителей, нуждающихся в методической поддержке, причем выбирать круг «реципиентов», исходя из их потребностей. Например, если я занимаюсь поэтическим творчеством  одаренных детей, то опыт учителя, исследующего эту тему, будет мне полезен. Кстати, при этом не может быть в чистом виде реципиентов или доноров. Это взаимообогащающий обмен.
  • Никогда не смогу принять опыт учителя, мировоззрение которого, его педагогическая позиция  противоречит моей системе ценностей.  Даже если это настоящий мастер своего дела…
 


Страница 2 из 2

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Вход на сайт

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 74 гостей