Главная страница

Педсовет - это серьезно?

Для многих учителей слово "педсовет" вызывает грустные мысли о чем-то однообразном и заумном. В истории МОУ "Гимназия №1" г. Хабаровска педсоветы проходили по-разному. Однако для многих моих коллег самым запоминающимся стал педагогический совет, сценарий которого разработала научный руководитель школы, Заслуженный учитель России - Кушнарева Наталья Юрьевна.

 

 

Педагогическая культура учителя

Проблемы

  1. Что составляет стержень педагогической культуры и как она влияет на качество образования?
  2. Как избежать учителю личностно-профессиональной деформации, сохраняя при этом способность выполнять высокую миссию быть посредником между ребенком и культурой?

Пролог.
Ведущий 1:  Что же такое педагогическая культура? Что составляет ее стержень? Может быть, это совокупность множества “профессиональных культур”: методологической, технологической, коммуникативной?

Ведущий 2: Если бы было так, все было бы очень просто. Педагогическую культуру создают люди, поэтому она живой организм, она живет и развивается; она способна исчезнуть, оставив открытым голое пространство обыденности, повседневности школьных будней…

Вопросы для обсуждения.

  • Как строить педагогу отношения с одаренным ребенком? В чем особенность общения с такими детьми?
  • Как помочь одаренным детям понимать других людей, а не только самих себя? Как помочь этим учащимся устанавливать отношения со сверстниками и родителями?
  • Каким должно быть отношение к одаренным детям в коллективе? Как научить учащихся общаться с теми, кто не похож на других?

Одна мама одаренного ребенка сказала: “Мой сын не просто изменил жизнь нашей семьи – он ее разрушил”. Как понять смысл этой фразы? О каком разрушении идет речь и как его избежать? “Общение с одаренным ребенком может и приносить радость, и утомлять...” Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры.

Сегодня существует мнение, что педагога необходимо учить общаться с одаренным ребенком. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свою точку зрения.

Ведущий 1:   “Культура способна прикрыть хаос человеческого бытия”, - скажет А.Белый. Педагогическая культура способна приподнять человека над самим собой… (см. эпиграф)
“У учителя нет выбора. Он обречен на успех  в работе выбором своей профессии” (Казанский О.А.)

Ведущий 2:   Профессия требует высокой педагогической культуры. Педагогическая культура, - утверждает Е.В.Бондаревская, - это “целостное образование, целостная культурно-образовательная среда, эпицентром которой становится развивающаяся личность”.

Ведущий 1:   Культура педагога – это единый процесс его духовного, личностного, профессионального развития, связанного с выбором педагогической позиции и ценностей.

Ведущий 2:   Но, как скажет В.П.Зинченко, “когда дух отлетает от науки, а душа – от образования, они перестают быть частью культуры”.

Ведущий 1:  Личностно-профессиональная деформация учителя… Термин, который сегодня прочно утвердился в психолого-педагогической литературе, стал предметом внимания ученых. От степени личностно-профессиональной деформации учителя зависит качество образования.

Ведущий 2: Так, Бабанский Ю.К. в своих исследованиях обнаружил, что у многих учителей наблюдается дефицит личностных свойств и качеств (эмоциональная отзывчивость, контактность в общении, рефлексивные умения, способность к самоанализу…)

Ведущий 1: В научных исследованиях появляются данные о том, что в процессе педагогической деятельности у учителя проявляются: -- личностная позиция “непричастности к профессии” (Введенский В.И.), что ведет за собой имитацию педагогической деятельности.

Ведущий 2: Отсутствие склонности к сопереживанию, низкая коммуникативность;

Ведущий 1: конфликтность, категоричность, безапелляционность;

Ведущий 2: тенденция к демонстрационному проявлению своего “Я”, агрессия, отсутствие доброжелательности, обидчивость.

Ведущий 1: Вместе с тем, исследование к.п.н. Москвиной Н.Б. показало, что педагоги, занимающиеся с необычными детьми (одаренными, девиантного поведения, социальными сиротами), если они увлечены этой работой, не подвержены деформации.

Ведущий 2: Но именно эти педагоги подвержены риску “эмоционального выгорания”. Работа же с обычными детьми (без индивидуализации) порождает стереотипы, утрату “авторства”.

Ведущий 1:  Педагог – “Автор”… Разве это возможно? В условиях жесткой приверженности правилам и нормам, стандартизации и требований к единообразию?

Ведущий 2:  Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим модель, на которой представлены типы личности педагога (по Казанскому О.А.)

  • "Человек посредственный" - позиция "Не тобой придумано - не тебе менять"
  • "Человек-бунтарь" - позиция "Стучать головой об стену"
  • "Человек-панцирь" - позиция "Ухожу в свой мир"
  • "Человек коммунальный" - позиция "Я всем нужен", "Основа отношений - конфликт"
  • "Человек-автор" - позиция "Изменяю себя, не изменяя себе"

Ведущий 1: А может ли “Автор”, “изменяя себя”, изменить ребенка, мир вокруг себя? Ведь если он занят собой, где же место для ребенка, ученика?
Ведущий 2: А вот в этом и весь секрет педагогической культуры! Есть две позиции у педагога, отмечает В.П.Зинченко:
1. эгоцентрическая: педагог “вчитывает”, “вписывает” себя в ученика;
2. эксцентрическая: педагог “вычитывает” из ученика и принимает его в себя. Вторая позиция, утверждает ученый, дает больше шансов учителю быть принятым в себя учеником.

Ведущий 1:  Получается, что если учитель стоит на второй позиции, то он будет, стремясь понять ученика (“вычитать его”), все время менять себя, оставаясь верным своим педагогическим и духовным ценностям!?

Ведущий 2: Осталось понять, что значит стать на позицию ученика, понять его? Существует такое расхожее утверждение: “Надо принимать ребенка таким, какой он есть”. Согласны ли вы с таким утверждением?

Ведущий 1: Мы не можем не принять ребенка таким, какой он есть, так как только это дает возможность создать условия для роста ребенка.

Ведущий 2:  На первый взгляд, кажется, есть правда в этих словах. Но здесь нет одной существенной детали. И я отвечу на этот вопрос словами Гете: “Если мы будем принимать людей такими, каковы они есть, сделаем их хуже, а если мы будем обращаться  с ними, как с теми, кем они хотят быть (и могли бы быть), мы их приведем туда, куда следует их привести”.
Это позиция, как скажет Л.Шестов, и реалиста, и идеалиста одновременно. Видеть идеальное в ребенке, незамутненное, о котором он  сам не подозревает, трудно. Но создать ситуацию, при которой это проявится, можно. Можно сделать так, чтобы ребенок смог удивиться самому себе, увидеть в себе то лучшее, о чем он не подозревал, ибо на скверное ему указывают ежечасно, да и сам он это знает.

Ведущий 1: Такая педагогическая позиция, определяющая стержень педагогической культуры, требует изменения всей системы отношений, в основе которых должен быть диалог. Не так ли?

Ведущий 2: Безусловно. “Подлинная жизнь личности, - писал Зинченко В.П., - доступна лишь диалогическому проникновению в нее… Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, становится унижающей…”

Ведущий 1:  Как же устанавливать диалогические отношения, составляющие суть педагогической культуры?

Ведущий 2: Для этого необходимо подняться на "ступеньки отношений"...Первая ступень - привлечь внимание – это расположить к себе. И здесь неотъемлемым качеством педагогической культуры становится – умение общаться. Экспертом в этом вопросе сегодня у нас будет учитель Харина С.В. (выступление, тест)
Материал отдается на обработку аналитикам.

Вторая ступень - ”заинтересовать собой”...
Ведущий 1: Людям нравится ощущать свою значимость, всем хочется продемонстрировать свои достоинства. С чего начинается ощущение своих достоинств? С уважения к самому себе и другому.  Уровень самоуважения  и уважения к другому определяется выбранной ролевой позицией. Эксперт по данному вопросу –  Синицына А.Ф. (выступление учителя)
Материал отдается на обработку аналитикам.

Третья ступень - “Увлечь собой”...
Ведущий 2:   Януш Корчак писал, что “только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые”. Установка на то, что все “разные” порождает поиск. Поиск средств и методов, как повести за собой.
Увлечь собой – это приобщить к своему опыту, ценностям. Это значит “развернуть себя”. Это умение смотреть на мир глазами других людей, исследовать точку зрения других – это же и есть изменение себя!
Часто в общении мы идем от себя, а хотелось бы от другого к другому через себя.

Ведущий 1:  Увлечь собой – это умение слушать и слышать другого. Слово – Тен Оксане Петровне.
(выступление учителя)
Материал отдается на обработку аналитикам.

Ведущий 2: Речевая выразительность – один из способов увлечь за собой. Интересная лекция, воодушевляющее слово – это интересный человек!
Надо знать, советует Казанский, о чем ты рассказываешь и кому, поскольку нельзя рассказывать вообще – никому (всем), потому что когда  человек говорит, он  совершает речевой поступок, а это значит, он призывает к действию, вопрос – к ответу, восклицание – к сочувствию, повествование – к вниманию.
Сегодня экспертом по этому вопросу будет Власова И.А. (мини-практикум)

Ведущий 1: Учитель постоянно находится в ситуации общения. Словом строится личность. Слово учителя способно созидать, оно же способно разрушать. Слово – Моторкиной Л.Ф.  (выступление учителя)

Ведущий 2: Один из разделов педагогики – педагогическая техника. Ее назначение – помочь педагогу установить контакт, чтобы его услышали, чтоб состоялся диалог, чтоб учитель смог “увлечь собой”
Четвертая ступень - “увлечь собой”
Вопрос о режиссуре “настойчивого поведения” изучала Запольская И.А. Ей слово.

Пятая ступень - Ведущий 1:   И, наконец, последняя “ступенька отношений” – сотрудничество как проявление любви. (слайд №4)
Это такое отношение “Я” к “другому”, в результате которого возникает такая общность, как “Мы”. Это уровень доверия и предельной откровенности. Противоположность сотрудничества – конфликт, ибо в его основе – отсутствие любви, отсутствие эмпатии как эмоционального отклика на состояние другого.
Как избежать конфликта? Как выходить из конфликта, принимая идею сотрудничества? Своими мыслями по этому поводу поделится
Огнева Е.В.“ (выступление учителя)
Материал отдается на обработку аналитикам.

Ведущий 2:  Особая зона сотрудничества для педагога – это общение с родителями. Здесь много непонимания, много конфликтов. Эксперт по данному вопросу –  Тупицына Л.П. (выступление учителя)

Формы эмпатии

  • Поведенческая (“Я тебе помогу”) - Потребность в сотрудничестве
  • Эмоциональная (“Давай поплачем вместе”) - Сочувствие
  • Когнитивная (“Я понимаю, что вам трудно, но это ваши проблемы”) - Понимание состояния другого без изменения своего состояния

Ведущий 1:  “Если ты действительно хочешь сказать другому что-то очень особое, личное, тогда найди слова, которые только про него, те, что делают его единственным” (Казанский О.А.)

Ведущий 2:  “На свете есть только одна проблема, одна-единственнная, говорит Экзюпери, вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, кроссвордами…”

Ведущий 1: Известно, что культура, в том числе  и педагогическая, - не накопление, а распределение, дарение. “Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего “Я”, - писал Георг Гезель.
Ведущий 2: Как выйти из этого круга, когда так много зла вокруг, и все  против тебя, когда никто друг другу не нужен?

Ведущий 1: Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций:
ЛЮБОВЬ - РАСКАЯНИЕ - СТРАХ - БОЛЬ - ЗЛОБА

ПОНИМАНИЕ - СОЖАЛЕНИЕ - БЕСПОКОЙСТВО - ГРУСТЬ - ОБИДА

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЧУВСТВО ОПАСНОСТИ - УНЫНИЕ - ГНЕВ

Чтобы подниматься на пятый этаж, надо жить там.
“Лучше зажечь одну свечу, чем всю жизнь проклинать темноту” (Конфуций)

Ведущий 1: Атмосфера нашего дома – школы – и есть  наша педагогическая культура. Какой вы хотели бы ее видеть? Перед вами – “кирпичики – чувства”. Попробуем построить наш дом, впишите на одном или нескольких кирпичиках необходимые качества.

Ведущий 2:  Интересно, сколько же этажей будет в нем?

 

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 24 гостей