Педагогическая диагностика всегда воспринималась как вторичное направление, имеющее подчинённый характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается многими учёными и практиками, настаивающими, что педагогическая диагностика— относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психологической диагностикой, но имеющее и собственную специфику, особые задачи и методы. Однако даже сторонники такого подхода признают недостаточную разработанность и теоретическую обоснованность этого направления.
Главный метод педагогической диагностики— тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Наряду с тестами успешности в пед. практике повсеместно используются контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, т. к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом педагогической диагностики служат психологические тесты, прежде всего тесты интеллекта и специальных способностей.
Использование методов педагогической диагностики в педагогической практике способствует осуществлению быстрой и компактной оценки различных параметров усвоения знаний и психического развития учащихся. Однако преувеличение роли этих методов и вынесение на их основе категоричных психолого-педагогических диагнозов в ряде случаев приводит к неадекватной оценке отдельных учащихся.
Могут ли оценить учащиеся деятельность классного руководителя?
Учащимся предлагается список утверждений, прочитав которые ученик выбирает один из ответов: "Полностью согласен с утверждением"; "Скорее всего так"; "Затрудняюсь ответить" "Не согласен"; "Полностью не согласен".
1. Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе.
2. Учитель относится к тебе по-доброму, внимательно.
3. Ты охотно беседуешь с учителем в перемену и после уроков.
4. Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет.
5. Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, перед классом, родителями, учителями.
6. Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя.
7. Учитель справедливо относится ко всем ребятам.
8. Учитель умеет поднять тебе настроение, рядом с ним ты чувствуешь себя увереннее.
9. Тебе хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода.
10. Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа.
11. Учитель легко может организовать ребят на какое-либо дело.
12. Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей? Опрос учащихся класса
(позволяет предположить, создан ли в классе благоприятный психологический микроклимат,
насколько выражены следующие изучаемые особенности коллектива)
Качества, которыми обладают ребята твоего класса. (Все или большинство обладают перечисленными качествами?)
1 Свои слова подтверждают делом
2 Правильно понимают трудности, стоящие перед классом
3 Помогают новичкам
4 Принципиально оценивают успехи коллектива
5 Знают итоги работы коллектива
6 Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса
7 Поддерживают принятые в классе традиции.
8 Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
МЕТОДИКА
для изучения удовлетворённости родителей учащихся деятельностью
Классный руководитель помогает ребёнку:
а) поверить в свои силы
б) учиться решать жизненные проблемы
в) учиться преодолевать жизненные трудности
г) учиться правильно общаться со сверстниками
д) учиться правильно общаться со взрослыми