Главная страница

Мои открытия

Ты умеешь измерить круг, вычисляешь расстоянье между звездами. Но если ты такой умелый, попробуй – измерь человеческую душу. Скажи: велика она или ничтожна? Ты знаешь, какая из линий прямая? Зачем тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути? (Сенека)

Слова древнего философа удивительно точно определяют сегодня направление поиска  современных педагогов. Я часто задаю себе вопрос: может ли педагог, классный руководитель познать душу ребенка? В состоянии ли он помочь воспитаннику в главном – прочувствовать осмысленность жизни и состояться как личность? Как развить в маленьком человеке образ творца своей жизни?

Хочется поделиться теми открытиями, которые были сделаны в поиске ответов на эти вопросы. Открытие первое.

Моя деятельность как и деятельность любого учителя тесно связана с миссией того образовательного учреждения, в котором я работаю. Поэтому осознать главный смысл моей воспитательной работы я могу только в тесной связи с главной целью работы гимназии:   создание системы поддержки, способствующей самоактуализации, самоопределению учащегося как «человека культуры» и выработке активного запаса ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию.
Только в контексте воспитательной системы школы я как  классный руководитель могу проецировать эту цель на свою педагогическую деятельность.

На основе моего личного педагогического опыта и моих возможностей, а также особенностей конкретного коллектива учеников я ставлю цель своей работы. Это создание условий для самостроительства личности ребенка, то есть таких условий, в которых ученик наделяется особыми качествами, той душевной силой, которая, по мнению Бим-Бада, является силой для «преодоления соблазнов и слабостей», коренящихся в природе человека.Вторым открытием стало то, что первые шаги в моей работе связаны с помощью в осознании  учеником не только ценности своей личности, уникальности своего мира, но и понимания того, что мир другого человека – такая же ценность.  Если нравственное становление ребенка замыкается на мире собственной души, и он не воспринимает значимость личности другого,  то это  проявляется как эгоцентризм, нетерпимость к окружающим - искажается восприятие своей личности, искажается картина мира. Только поняв и приняв себя, поняв и приняв другого (одноклассника, учителя, родителей) ребенок в состоянии строить гармоничные отношения с миром и понимать его ценностные основания.

Безусловно, я могу принять участие в «процессе выявления в человеке образа творца, и притом творца добра», если «создам отношения, характеризующиеся искренностью и прозрачностью своих истинных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека.

Как пробудить «в человеке человеческое»? В поиске ответа на этот вопрос, сформулированный А.С. Запесоцким, я начала работу в рамках программы «Одаренные дети» и познакомилась с технологией «индивидуального ведения ученика». Это дало возможность совершить целый ряд открытий, которые, в свою очередь, рождали новые мотивы для поиска. Во-первых, я поняла, что мы, педагоги, плохо знаем своих учеников. Технология индивидуального ведения помогла мне увидеть своих воспитанников другими глазами. Например, оказалось, что успешные учащиеся не меньше нуждаются в моей поддержке, чем те ребята, проблемы которых видны невооруженным глазом. Во-вторых, я открыла для себя новый способ диагностики, основанный на изучении литературного творчества детей.

Цель этой деятельности — познание психологических свойств и ценностных приоритетов ребенка через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.
Следующим шагом является определение учителем круга тех детей, которые нуждаются в особой поддержке и «ведении» по индивидуальной программе. Выбор направлений такой совместной деятельности зависит от конкретных проблем личностного развития конкретного учащегося и от возможностей учителя, пытающегося осуществить эту поддержку. Сам процесс «ведения ученика» сложно регламентировать, так как подчас воспитательные воздействия (или взаимодействия) осуществляются на иррациональном уровне. Главной задачей педагога  можно считать «взращивание самоценных склонностей детей», «воспитание желаний» ребенка.

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 18 гостей