Главная страница

Учимся понимать с Объясняшками

Нынешние дети, читая текст, особенно не утруждаются, если встречают что-то непонятное. Привычка действовать в этой ситуации по шаблону рождает ошибки в понимании. Да что там текст, отдельное слово бывает для многих непрозрачным. Вот обычное задание: подобрать зависимое слово к глаголу «пригубить».  Пятиклассники бойко составляют словосочетания и открывают для меня, что можно "пригубить врага, пригубить муху, пригубить из ружья".  Для них закономерно, что можно не только ПОгубить, Сгубить, но и ПРИгубить. Удивляются, выслушивая истинное значение, - «пригубить» означает «прикоснуться губами к краю сосуда, попробовав что-либо». Понятно, что  это слово активно не используется в современной речи. Как тогда читать классику, если значение определенной части слов туманно?

 

С 6 классом читали Гоголя "Ночь перед Рождеством". Всем знакомо описание одного из незадачливых персонажей, чья "узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке". Со словом "голова" разобрались быстро, а все остальное бодро признали общепонятным и знакомым. На мой вопрос о том, что значит "переломать ноги в козачке", отвечали по-разному, мягко говоря, "коллективно фантазировали". Только одна шестиклассница  робко вспомнила, что есть такое название народного танца...

Сокрушаться по поводу того, что не знают, нам не привыкать. Гораздо хуже то, что непонятное неинтересно и на вопросы со стороны юных читателей можно только надеяться...

Если же говорить о понимании фразеологизмов, тут все еще сложнее. Речь не о происхождении подобных выражений, а об их употреблении. Большинство подобных выражений не совсем ясно. Даже встречающееся везде "спустя рукава" и "засучив рукава"…

Проводим урок по теме "Фразеологизмы" с использованием Объясняшек. Это первое практическое занятие с пятиклассниками, из которых никто почти не знал о том, что это за программа. В работе участвовали консультанты - шестиклассники, набившие руку на создании обучающих и презентационных роликов. Это помогло не только организовать обучающий быстрый экспресс-курс, но и решить проблему нехватки устройств.

Создавать объясняшки пришлось в группах. Такое деление всегда опасно, так как могут быть неожиданности и трения, когда внутри группы разворачивается борьба за лидерство, а наиболее "уставшие от учебы", пользуясь случаем, начинают отлынивать от работы. Поэтому главное - создать такую атмосферу, в которой не хочется ни ссориться, ни прятаться за спины... Особое место здесь для опытных знатоков Объясняшек. На первых порах консультант должен уверенно направлять, не поддаваясь на провокации новеньких участников.

Перед уроком было домашнее задание - найти такой фразеологизм, значение или происхождение которого может заинтересовать остальных. Поэтому для объясняшек и возникли темы "Врешь как сивый мерин", "Яблоко раздора", "Собака на сене" и др.  Поэтому уже до занятия всем пришлось перелопатить гору книг, словарей и всего того, откуда можно почерпнуть что-либо ценное...

Для каждой группы предлагался свой темп работы. Кто-то мгновенно выбрал идею и даже придумал историю для ее воплощения.  Кое-кому пришлось помогать.  На этап озвучки пришлось отправлять группы за пределы классной комнаты для поиска тихого местечка. Многих этот момент порадовал больше всего. Чем-то напомнило спортивное ориентирование: попробуй-ка найти в школе уголок, чтобы спрятаться от любопытных глаз и суеты!

Итог работы групп - созданы разнообразные ролики, помогающие не просто запомнить лингвистическое понятие, а собственными руками создать наглядный пример для выбранного фразеологизма на примерах.

На следующий день обмен мнениями. Назвать не задумываясь плюсы такого необычного занятия, его минусы и, самое главное, - то, что удалось открыть.

Вот итоги опроса. Начнем с плюсов.

 

  • Единодушное мнение: интересно.
  • Узнали много новых слов из словарей, придумывали, как и что рисовать. Понравилось, что озвучивали объясняшку не в классе.
  • У нас все получилось!
  • Интересно, живо и понятно!
  • Мои идеи все слушали…
  • Я почувствовал себя автором, мне это по нраву…
  • Было весело…
  • Интересно вместе работать…
  • Можно учиться и веселиться…
  • Можно быстрее выучить тему…
  • Понравилось работать в команде…

 

Минусы:

 

  • Отсутствие такой "программы на андроид"…
  • Не все создавали объясняшку, хотя договорились, что будут все...
  • Шумно, трудно сосредоточиться…
  • Техника нашего рисунка невысока…
  • Рисуется плохо…
  • Слишком большая группа. Один айпэд должен быть на 1-2 человека…
  • Трудно было найти тихое место для озвучивания ролика…

 

Открытия:

 

  • Познакомился с этой программой…
  • Понравилось записывать звук…
  • Узнали о программе Объясняшки…
  • Я узнал, что значит выражение "врать как сивый мерин"…
  • Надо меньше пользоваться таким инструментом, как "стирательная резинка".
  • Было интересно делить текст на фрагменты, озвучивать...
  • Можно легко объяснить непонятную тему…

 

Вот такой след оставил урок с Объясняшками у пятиклассников. Возможно, первые анимационные учебные ролики могут кому-то показаться смешными, однако для самих ребят это настоящее творческое достижение!

Какую ценность имеет такое, на первый взгляд,  бесполезно-развлекательное занятие? Ну что в этих выражениях? Врешь как сивый мерин, несешь пургу, несешь чушь - столько фраз, заполоняющих наш язык…

Главное наше приобретение в том, что дети без принуждения выбирали наиболее интересные выражение (в том числе, интересные и для поиска идеи их интерпретации). Оказалось, что даже одно слово может поведать многое об истории языка и народа, говорящего на нем.

А еще мы копались в словарях различных видов. Попутно разведали сведения по этимологии слова "врать" и его ближайших родственников.

Работало боковое мышление: во время веселого рисования и придумывания все прекрасно поняли сущность сложного языкового явления.

Кроме того, мы поняли, что в языке существует много загадочных выражений, до сих пор не разгаданных, и люди частенько не замечают того, что скрывается за привычными словами.

Может быть, и такие способы работы с информацией подскажут, как  научить современного школьника вглядываться в текст?

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 26 гостей