Главная страница

Моя педагогическая философия

Могу ли я сделать своих учеников счастливыми людьми? Обладаю ли я той силой, которая способна и воодушевить, и приготовить детей к жизни взрослой? Найдем ли мы с воспитанниками что-то ценное на этом пути, и не обернутся ли наши удачи потерями?

На бесконечном пути поиска ответов на вопросы, возникающие в работе учителя, мне кажется, не может быть места самодостаточности, довольству собой. Иначе между взрослым и ребенком возникает вакуум. Это чудовищная сила, давящая и мертвящая, не оставляющая места для тепла и искренности, не позволяющая признаваться в своих ошибках, не допускающая самой мысли о прощении…
Жутко читать строки стихотворения М.Волошина:
Из всех насилий,
Творимых над людьми,
Убийство – наименьшее.
Тягчайшее же – воспитанье.
Возможно, поэт размышлял не о школьном образовании, однако многие ли из нас смогут искренно признаться в том, что очень хочется, чтобы все ученики учились хорошо, были послушными, «удобными»?
Не менее впечатляют откровения самих педагогов о губительности технократического подхода к образованию: «Мощная энергия человеческого духа стискивается железобетонностью школьной технологии, замирает, изредка тревожа слабыми озарениями унылый мир однообразно нудных и долгих уроков».
Такого рода образование – насилие способно лишь заразить ребенка желанием мстить и давить в свою очередь других этой «привитой» силой, мощь которой, кто знает, во сколько раз увеличивается со временем?
Самые счастливые ученики – это те, кто вырос в любви. Кого принимали, не ставя условия, не надеясь на «отдачу». В ком видели (или хотели видеть) самое «светлое, духовное» (И.Ильин).
«В начале жизни школу помню я…»,  - писал А.С.Пушкин. Действительно, школа – начало жизненной дороги, творчества, поиска верного направления…. Многое начинается здесь, многое происходит впервые. Нравственные устремления, мне кажется, готовы проснуться в ребенке, если есть учителя, способные создать атмосферу любви и доверия. Как знать, каким бы вырос Пушкин, если бы ни его учителя, влюбленные в своих детей и свято верящие в их «высокое предназначенье»…  И.Я. Эйдельман писал о лицейских учителях  великого поэта: «…одни не помешали, другие помогли Пушкину стать Пушкиным, а его друзьям – чем они стали».
Возможно, уважение личности ребенка, признание его права быть непохожим, да и просто быть ребенком и создавало духовную ось образования лицеистов. Директор Лицея В.Ф.Малиновский «понимал, что будущий чиновник должен наиграться в детстве, усвоить правила и детской, и взрослой игры» (В.П.Зинченко).
Свободе, основанной на знании природы детей и назначении человека вообще, противостоит насилие над ребенком, когда из него «лепят то, что умеют лепить», не видя кроме послушного строительного материала живых ростков задатков и природных способностей. В этом случае насилию подвергается  и сам учитель: умение «вооружить знаниями», подкрепленное приятным ощущением, что именно «это пригодится ребенку в жизни», как правило не дает побуждения к профессиональному росту.    Тогда в нашей работе не остается места «ни для духовности, ни для душевности» (В.А.Петровский).
Думается, «основным вопросом» педагогической философии должен быть вопрос о том, что лежит в основе любых воспитательных воздействий. Любовь к ученику  – это прежде всего «безусловное принятие» (Б.М.Бим-Бад) его личности, попытка понять и готовность видеть в нем лучшие стороны.
«Указать другому на его жизненный путь, - пишет С.Соловейчик, - невозможно. Это значило бы прожить жизнь вместо него… поэтому мудрый учитель не разрушает, а проясняет и созидает, помогая другому идти его собственным путем». Однако такого рода помощь может оказать только человек, не устающий искать и учиться. По этой причине  истинная педагогическая философия – это одновременно философия ученичества. Иногда ощущаешь, что не ты ведешь ребенка за руку, а его взгляд, его вопрос или поступок дают толчок к дальнейшему движению, а, может быть, остановке, помогающей обдумать происходящее. Подобное ощущение возникает у меня, когда мои наставники, люди более опытные  зрелые, помогают словом, советом, направляют, не дают успокоиться. Часто вспоминаю слова Марины Цветаевой:
Есть некий час,
как сброшенная клажа,
Когда в себе гордыню укротим,
Час ученичества – он
в жизни каждой
Торжественно неотвратим.
Любовь к тем, кто меня до сих пор учит, поддерживает и ободряет, рождает во мне не только желание благо-дарить моих учителей, но прежде всего дарить-благо моим ученикам, маленьким, неопытным и незащищенным. Чувство ученичества дает мне силу для веры в себя и веры в самое светлое, что есть в детях. Ведь и мои учителя до сих пор верят, что я многое смогу и сумею в своей жизни…
В суматохе пробегающих дней, недель, четвертей случаются самые ценные открытия – открытия, которые совершаем мы вместе… Озарение, догадка, неясный намек… Как порой трудно выразить словами то, что мы со-переживаем. Главное,  в этом постоянно меняющемся мире сохранить умение слышать друг друга, понимать. Наверное, это и есть начало пути, на котором человек самоопределяется  внутри себя,  «определяя свое отношение к другим людям» (Л.С.Выготский).
Хочется, чтобы это чувство сопричастности наших судеб рождало ощущение защищенности. Защищенности от скуки и притворства, равнодушия и уныния. Хочется, чтобы моя школа всегда оставалась таким местом, где принимают и учителя, и ученика, где прощают, потому что любят. Осознание того, что происходящее «здесь и теперь» для всех нас необыкновенно значимо, каким бы обыденным и мелким ни казалось, помогает и взрослому, и ребенку понять: без меня или без тебя в этом мире чего-то не хватает, жизнь становится неполной, ведь мы – часть друг друга.  В замечательной книге О.А.Казанского «Педагогика как любовь» читаю:  «У каждого из нас  есть право на непохожесть, на неудачу, на возможность исправить ошибки и начать жить заново, на великодушие, на любовь…». Ни к чему измерять душу человека, подгоняя ее под привычные стандарты. Главное - развить способность
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный шар – в зерне песка;
В единой горсти – бесконечность
И небо в чашечке цветка.
(У.Блейк)

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 48 гостей