Главная страница Одаренные дети Публикации в журнале "Одаренный ребенок" Литературное творчество как способ выявления проблем одаренных детей старшего школьного возраста.// Одаренный ребенок. – 2005. - №4

Литературное творчество как способ выявления проблем одаренных детей старшего школьного возраста.// Одаренный ребенок. – 2005. - №4

Среди многих психолого-педагогических проблем одаренности ребенка в качестве приоритетной можно назвать проблему реализации творческого потенциала личности. Выявление этой проблемы фокусирует внимание исследователей и практиков на необходимости раннего изучения и диагностики одаренности ребенка как важнейшем условии его развития. В современных условиях становится понятным, что «одаренные дети - очень ценная, но и весьма хрупкая часть общества», подверженная особому риску. Талантливые, образованные люди с исключительными способностями могут в будущем «составить в будущем костяк сил, направленных на разрушение общества» (Д.Ушаков).

Безусловно, чтобы взрослый смог принять участие в «процессе выявления в человеке образа творца, и притом творца добра», он должен не только попытаться изучить ребенка, но и «создать отношения, характеризующиеся искренностью и прозрачностью своих истинных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека как отдельного индивида, тонкой способностью видеть его мир и его самого, как он сам их видит» (Б.М.Бим-Бад).

Традиционно считается, что такого рода «человековедение» - прежде всего работа психологов. Действительно, психологическая диагностика, включающая всевозможные тестирования и исследования, способна сделать многое: выявить профиль личности по различным параметрам, определить тип развития, интеграционные и смысловые структуры интеллекта, определить характер личности и даже ее нравственные установки. Существуют и исследовательские методики, призванные фиксировать динамику развития творческой личности в ее социальном пространстве, выявлять тип личностного программирования жизни.Но опыт педагогической практики показал, что диагностический инструментарий психологической службы в условиях конкретного образовательного учреждения подчас оказывается невостребованным или бесполезным. Причин этому множество: невозможность осуществления психологом долговременной и комплексной работы с учащимся, разобщенность направляющих воздействий педагогов, психологов, родителей и т.д. Само психологическое тестирование, которое провести «гораздо быстрее и проще, чем осуществить многостороннее наблюдение» (Н.С.Лейтес), не дает возможности увидеть детскую одаренность как «динамическое явление». Ребенка одаренного даже в анонимном тестировании или анкетировании не всегда удается характеризовать объективно (по мнению психологов более 30% таких детей - интраверты, у которых способности не характеризуются внешним и быстрым проявлением).
Главной проблемой, о которой современные педагоги и психологи говорят крайне редко, можно считать невозможность исследования и изучения ценностных установок личности,   нравственных составляющих души ребенка - словом, того, что бессмысленно «вычленять» или «фиксировать»...

А ведь решение проблем духовно-нравственного здоровья личности в современном обществе необходимо потому, что духовная сфера есть глубина, сердце человеческого бытия, почти недоступная самосознанию, но именно в ней происходит внутреннее самоопределение. И особенно это значимо для детей, имеющих творческий потенциал. Здесь важным становится то, на что будут направлены способности творческой личности.ли проанализировать последние научно-методические разработки по проблемам детской одаренности, то можно сделать вывод о том, что главный объект экспериментов в этой области - ребенок дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо ли всесторонне изучать одаренность старшеклассников, которые никогда не были в центре долговременного и систематического наблюдения психологов в рамках этой проблемы?

Именно этот вопрос заинтересовал педагогов МОУ «Гимназия № 1» г. Хабаровска, ведущих исследовательскую деятельность по апробированию «технологии индивидуального ведения ученика». Это работа классных руководителей, педагогов, имеющих возможность длительное время наблюдать за конкретными детьми на разных возрастных ступенях, то есть изучать ребенка в развитии.

Первый шаг на пути к познанию духовного потенциала ребенка - индивидуальное собеседование, в ходе которого можно «увидеть» не только истинное лицо ученика, но и выявить его проблемы. На основе этого наблюдения и индивидуальных собеседований с родителями составляется «психологический портрет» (Н.С. Лейтес).

Автором такого «портрета» может стать классный руководитель, при условии, что он имеет возможность наблюдать ученика длительное время и в различных ситуациях. Основой для доверительного общения педагога с ребенком становится искренняя заинтересованность в понимании, чуткость и безусловное признание значимости самого воспитанника.
Детям предлагается пройти индивидуальное собеседование, цель которого для них обозначается как, например, составление обычной психолого-педагогической характеристики в рамках профориентационной работы. Большинство учащихся изначально заинтересованы в таком общении с педагогом, так как получают возможность рассказать о своих проблемах, поделиться самым сокровенным.
Классный руководитель, беседуя с каждым ребенком отдельно, заполняет «индивидуальную карту», где отмечает такие моменты, как успехи в учении, круг интересов и увлечений, выбор будущей профессии и т.д. Учащиеся в таком общении раскрываются с самых разных сторон, иногда привычные представления педагога о своих воспитанниках меняются коренным образом.
Сам ход и итог такого диалога нельзя предугадать заранее: случается, что у педагога возникают самые неожиданные вопросы - о том, например, с чем были связаны самые яркие впечатления раннего детства, или как относился подросток к «обязательному» дневному сну в детском саду.

Бывает, что ребенок в ходе беседы самостоятельно делает выводы о причинах собственных проблем в обучении. Так, например, старшеклассница Оксана К., обладающая необычайно высоким уровнем познавательных способностей, выявленных в ходе психологической диагностики, никогда ярко не проявляла их в учебной деятельности. В индивидуальном собеседовании с классным руководителем она объяснила, что с трудом воспринимает разрозненную, фрагментарную информацию. Это стало толчком к дальнейшей работе с ученицей в рамках исследования, где старшеклассница смогла проявиться.

Следующим шагом является определение учителем круга тех детей, которые нуждаются в особой поддержке и «ведении» по индивидуальной программе. Выбор направлений такой совместной деятельности зависит от конкретных проблем личностного развития конкретного учащегося и от возможностей учителя, пытающегося осуществить эту поддержку. Сам процесс «ведения ученика» сложно регламентировать, так как подчас воспитательные воздействия (или взаимодействия) осуществляются на иррациональном уровне и «не осознаются ни ребенком, ни учителем» (А.Петровский). Главной задачей педагога в этой совместно обогащающей деятельности можно считать «взращивание самоценных склонностей детей», «воспитание желаний» ребенка.

Одним из возможных путей выявления проблем одаренных детей старшего школьного возраста в «Гимназии №1», где обучаются обычные дети, но есть и учащиеся, проявляющие одаренность в различных сферах деятельности, стала работа по исследованию литературного творчества подростков. Цель этой деятельности — познание ребенка через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.

Обычно учитель просит ребят написать небольшое произведение и на выбор предлагает ключевые образы будущего стихотворения: «дождь», «дорога», «бабочка», «гроза», «небо» и т.д. Задание выполняется в классе, без предварительной подготовки, за 5-10 минут. Предварительно оговаривается, что эти работы могут быть не подписаны автором.
Эта деятельность педагогов гимназии, которую можно условно назвать экспериментом, привела к неожиданным выводам: во-первых, стихи пишут многие дети старшего возраста, скрывая это от взрослых (это выясняется на этапе собеседования); во-вторых, школьники-подростки, которых педагоги и психолог школы никогда не рассматривают   как одаренных, пишут стихотворения на заданную тему с особым вдохновением.
Но самым значимым открытием стало то, что изучение детского литературного творчества с целью выявления проблем детской одаренности позволяет педагогу не только выявить «немало тонкостей» в сочетании психологических свойств, присущих старшекласснику, но и судить о
ценностных приоритетах ученика, о его восприятии мира, окружающих и самого себя.
При первых попытках исследования вербального самовыражения учащихся старшего возраста можно было увидеть устойчивую закономерность обращения их к решению глобальных проблем человечества, интерес к философским вопросам. Вот как один из «обычных» подростков дает определение человеку, его попыткам самовыражения в слове, одновременно обозначая не только личные «болевые» точки и проблемные моменты образования вообще:
Человек.
Когда рождается, он мал и уязвим,
Он чувствует и плачет, но сказать не может.
Он вырастает, он умеет говорить,
Но выразить того, что у него внутри, не может...
Не может жизнь свою понять и объяснить,
Ведь жизнь идет, а человек, он смертен...
(Дима Г.)
Еще один стихотворный опыт старшеклассницы, в котором отражается, как в зеркале, размышление о том, что всегда волнует людей:
Дождь.
Вот капля первая летит
С небес на землю вековую.
Упав на лист, она молчит, Возможно, ждет она другую.
А может, нет
-Наверно, спит!
В молчаньи думая о том,
Как мимолетен этот миг
-Жизнь в мире этом...
А потом?
Это произведение ярко раскрывает Ульяну М, которая, по ее признанию, не пишет стихов. Ученицу отличает серьезный взгляд, глубина рассуждений, необыкновенное умение слушать других, всматриваться в суть происходящего.
Анализ литературного творчества учащихся раскрыл по-новому тех старшеклассников, которых принято считать «серыми мышками». Так, Ольга С, нигде ярко не проявляющая себя, молчаливая, замкнутая, написала такие строки:
Холодный дождь липнет на кожу,
Но кожа мертва
И не чувствует влаги,
Пролитой случайно
Из ока небесного
Над трупом невинным,
Над жертвою глупой
И вовсе не нужной
Ни небу, ни людям.
Так плачет небо
Над телом язычным,
Над глупою верой
И в бога и в небо -
Они не помогут ни в жизни, ни в смерти...

Анализ детских работ позволяет увидеть несовпадение внешних представлений педагогов о старшеклассниках с их внутренним состоянием. Например, Слава Ш., который воспринимается большей частью окружающих как «современный», весьма уверенный в себе молодой человек, умеющий постоять за себя, - из числа тех, кто «умеет устраиваться в жизни и преодолевает многое на своем пути, в стихотворении о себе сказал:

Стою я в глубоком болоте
И чувствую, как тонет душа...
Небо покрылось мглою,
Земля провожает меня.
Я умру, и никто не заметит,
Одна могила запомнит меня...
И зачем я страдал так долго,
Ведь прожита жизнь зря...
Стихи Ольги и Славы стали началом целого ряда поражающих воображение учителей стихотворных откровений старшеклассников. Создавалось ощущение, что где-то вне школы, вне семьи внешне благополучные дети собираются и делятся своими мыслями - настолько схожими были в их поэтических текстах мотивы смерти, боли, одиночества. И это обычная школа, обычный, даже «лучший» в параллели гимназии, физико-математический класс!
Стихотворения Максима Ш., несомненно, академически одаренного ученика, пугают ощущением тупика, безысходности:
Я понял предназначенье
В мире, окутанном злом -
Там, где светило спасенье,
Мне снова не повезло.
Я пропал в этот день навсегда
Туда, где души скитаются вечно,
Я чувство свободы понял тогда,
Но все в этом мире конечно...

Еще один пример, в полной мере воплощающий «катастрофический» тип сознания подростка:
Ненавижу любовь - подлость, придуманную Богом, Возношу Разум, данный мне сатаной. Отрицаю религию, подсовываемую лукавым... Благодарю Бога за жизнь, не имеющую смысла.
(Илья В.)
Юра - ученик с высоким уровнем интеллектуальных способностей, обладающий пытливым умом, великолепной памятью, нестандартным мышлением. Такое впечатление оставалось об учащемся до тех пор, пока классный руководитель не прочитал его стихи. Оказалось (этим поделился Юра на собеседовании), что он не только пишет стихи, но и создал теорию, в рамках которой отрицает целесообразность существования таких «субъективных вещей», как «чувства, эмоции, настроения». Отсутствие «всей этой чепухи» плюс уничтожение ненужного для человечества балласта (преступники, люди с физическими уродствами и др.) позволит, по его мнению, людям построить новое общества «господства разума».
Очень насторожило, что мотивы агрессии, страдания, неприязни к миру человеческих ценностей, стали устойчивыми в стихотворениях многих учащихся:
Религия - чушь собачья, придуманная людьми,
чтобы мучиться... Любовь - чтобы жизнь казалась Адом и
чтобы знать, как врать... Разум - чтобы рай был в Аду и
чтобы управлять...
Смысл жизни - чтобы знать, что мучаешься не зря.
(Илья В.)

Анализ этих эмоциональных откровений учащихся старших классов дает повод задуматься о будущем одаренных детей, а значит, о будущем нашей культуры, нашей нации.

Создается ощущение, что мы, педагоги, обманываем самих себя, находясь в плену иллюзорных представлений о ребенке и способах исследования его внутреннего мира.
«Технология индивидуального ведения» ученика, включающая в себя глубокое изучение потребностей, устремлений, нравственных установок личности на основе педагогических наблюдений и психологических исследований, дает учителю реальную возможность не только выявить скрытые проблемы учащихся, но оказать педагогическую поддержку.
Пути помощи педагога, классного руководителя зависят от характера выявленных проблем. Возможными способами в этой деятельности могут стать такие, как исследовательская деятельность ученика по теме, содержание которой предполагает решение вопросов, волнующих подростка, корректировка содержания учебного предмета и организация «часов общения», в соответствии с духовными запросами ребенка.
Главное в этой деятельности - помочь ученику пробудить мотивы «осмысления и выстраивания собственной личности и жизни».

 

 

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга

Открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. Хорошо бы всем нам не разучиться удивляться и не ждать готовых решений...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 5 гостей