Оглавление |
---|
Диссеминация опыта или взаимообогащающий обмен? |
------------ |
Все страницы |
Немного о проблемах передачи, «освоения» и эффективного использования знаний и технологий в современном образовании.
-
Индивидуальный и уникальный опыт учителя (донора) возможно передать исключительно в виде отдельных элементов технологии, так как любая попытка этот опыт «трансплантировать» (если уместно использование медицинских терминов наряду с такими словами, как «реципиент» и «донор») в большинстве случаев приведет к неуспеху. - Передача знаний и технологий в современных условиях может осуществляться только дистанционно, причем большая удаленность донора и реципиента – залог создания оптимальных условий сотрудничества. Близость коллег, работающих в одном районе, в одной школе, не облегчает, а затрудняет сотрудничество. Легче выйти в Интернет и общаться на форуме, нежели вырваться в соседнюю школу за чьим-то опытом.
- Возможно, материальное стимулирование поддержит мотивацию учителя к освоению и применению новых технологий. Однако только материальное стимулирование может привести как всегда к формальному функционированию лже-системы обмена опытом.
- Традиционная система повышения квалификации изжила себя. Сегодня существует структура методической службы, главными мероприятиями которой становятся периодические сборы педагогов, не всегда осознающих смысл работы на курсах, семинары (как правило, проводимые школами в связи с грядущей аккредитацией или аттестацией). Думается уместным предложить такой фантастический вариант: ввести ставки учителей-методистов, которые при минимальном количестве собственных часов смогут «вести» в рамках своей технологии индивидуально несколько учителей, нуждающихся в методической поддержке, причем выбирать круг «реципиентов», исходя из их потребностей. Например, если я занимаюсь поэтическим творчеством одаренных детей, то опыт учителя, исследующего эту тему, будет мне полезен. Кстати, при этом не может быть в чистом виде реципиентов или доноров. Это взаимообогащающий обмен.
- Никогда не смогу принять опыт учителя, мировоззрение которого, его педагогическая позиция противоречит моей системе ценностей. Даже если это настоящий мастер своего дела…