Главная страница

Моя педагогическая философия

«Единственное, что мешает моему обучению - мое образование», - заметил однажды Альберт Эйнштейн, подметив главную проблему человека образованного или образовавшегося, то есть прошедшего все этапы постижения мира знаний. Действительно, понимание того, что мы постигли основы определенных научных областей, постепенно успокаивает, заставляет останавливаться.  Культ интеллекта ведет к обезличиванию человека, так как  в этом случае процесс обучения не подразумевает развитие тех фундаментальных качеств, на которых строится глубинное содержание нашей жизни.

Размышляя об этом, приходишь к парадоксальной мысли: пониманию главных ценностей учит нас не ум, а пожалуй, его отсутствие, то есть осознание того, что ты нуждаешься в ком-то и кто-то нуждается в тебе, словом, то, что Пушкин назвал «духовной жаждой». Ребенку не хватает ума, который развивается как следствие  пережитого и прочитанного, взрослому - не вернуть того, что было когда-то в чистой голове, еще не загруженной нужными или ненужными знаниями.
Мой отец всегда говорил, что любой ребенок умнее сотни академиков. Я думала: почему? К ответу на этот вопрос пришла позже, когда выросла, получила образование и поняла, что если раньше хотелось узнавать мир и людей, сейчас - чаще хочется закрыться от всех и не видеть некоторые вещи вокруг себя и особенно - кое-что в себе... Отгораживаясь от мира, теряю часть себя, лишаюсь счастья быть открытой миру, удивляться, спрашивать, куда-то стремится. Руку помощи протягивают те, кто беззащитней и слабее, те, кому нужна моя поддержка, - тогда снова чувствуешь силу. Так, в очередном послании по электронной почте читаю размышления ученика: «Зачем пишу я свои стихи? Разве они могут окрылить меня или кого-нибудь другого? Знаете, ко мне постучалась страшная мысль в момент, когда всё надоело, это было совсем недавно. Как-то не было сил больше, или же силы были... но я просто сам не хотел ими пользоваться в силу непонятного детского страха. Ну, так вот, если бы моя семья жила в достатке, то Крылья мне были бы не нужны, ведь у меня было бы всё, что можно купить. Неужели я просто прячусь в своём творчестве от реального мира  и в своих работах высказываю лишь желания свои? А когда что-то редко получаю в жизни, это отражается в моих стихах как  помутнение. Ведь многих поэтов  отправляли в ссылки, в суровые места, где писательство было их единственным спасением. Не так ли? Может, просто нужно накачать свои крылья, чтобы не падать, и не искать места  под солнцем, а стать им. И не падать в глубокое отчаяние, а погружаться в размышление,  которое не посетило бы тебя при ясном сознании. Но мое любое размышление рождает поэтическую мысль, никому, кажется, ненужную, а потом тяжело жить с чувством ненужности...»
Хорошо, когда у человека есть детское ощущение крыльев, даже если это ненадолго.  Детство уходит, неизбежно невесомые крылья превращаются в мускулы для борьбы за место под солнцем. Так, наверное, должно быть... Ведь чем меньше пытаешься взлететь, тем надежней и безопасней на земле. Состояние приподнятости над обыденным, рождающее в ребенке радость, заменяется другими радостями бытия. Но что-то ускользающее, ценное, вытесняет наша взрослая образованность, подавляющая любознательность и стремление к  бескорыстному поиску.
Раскрыться и реализоваться можно только в том, что необходимо кому-то, но не только тебе. Поэтому пока твой гений творит для себя, о себе, во имя себя - нет смысла, нет признания, нет    С-ЧАСТЬ-Я. Твой дар обладает созидающей силой лишь при одном условии:  если он сам по себе является благодатью свыше, то одновременно должен стать даром, дающим энергию роста и созидания тому, кто готов принять эту ЧАСТЬ тебя.
Как сохранить ощущение детской легкости во взгляде на мир и помочь образоваться личности ребенка? Могу ли я  научить своих учеников быть счастливыми людьми? Обладаю ли я той силой, которая способна и воодушевить, и приготовить детей к жизни взрослой? Найдем ли мы с воспитанниками что-то ценное на этом пути, и не обернутся ли наши удачи потерями? Размышляя о смысле деятельности Учителя, прихожу к выводу, что именно учитель облечен особого рода властью – властью влиять намеренно или неосознанно на судьбу растущего человека, властью направлять его к добру или злу.
«В начале жизни школу помню я…», - писал А.С.Пушкин. Действительно, школа – начало жизненной дороги, творчества, поиска верного направления… Многое начинается здесь, многое происходит впервые. Нравственные устремления, мне кажется, готовы проснуться в ребенке, если есть учитель, способный создать атмосферу любви и доверия. Хочется увидеть  самое светлое в каждом ребенке и вселить веру в то, что ты сам способен на высокие поступки. Завтрашний день подарит тебе то, для чего сегодня ты приготовил почву...
Слово, предназначенное другому, станет ростком или погибнет, запутавшись в терниях?
Для чего сегодня мы приготовили почву?
Зачем столько говорили, насколько ценно то, что мы говорим и как соотносится с нашими мыслями?
Что случится завтра - хорошее или плохое - уже готово сегодня. Мы его готовим своими руками, вернее, устами. Если ты пишешь стихи, верь, что где-то рождаются мелодии для твоих стихов... Прислушайся к своему сердцу, прежде чем, разрываясь в отчаянии,  сокрушаться о будничных неудачах или безудержно ликовать по поводу подарка судьбы.  Будь свободен, твой успех зависит от величины и важности жизненного выбора. "Образованный свободнее неграмотного, потому что у него больше выбора в жизни, ему многое доступней. Но у него и больше ответственности за выбор, поступки его сильнее влияют на судьбу". (С. Соловейчик)

 

Новый день, новые шаги вперед и новые стихи в письме моего ученика. Понимаю, что вместе мы переживаем ощущение С-ЧАСТЬЯ, слитности наших судеб, схожие мысли, воплощенные в строчках:

Возьми полотно,
Раскрась его в тёплые, яркие цвета.
Нарисуй на нём солнышко,
Сердечко, улыбку, любовь, действие,
Радость и смех, свет, теплоту –
- Раскрась свою жизнь.
Внеси в неё свет и тепло,
Улыбку, и радость, любовь.
Смой печальный грим,
Улыбнись!
Вознесись к тёплым и светлым солнца лучам,
Купайся в их доброте, чистоте.
Живи и будь любимым,
Дорогой мой человек!


 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 73 гостей