Главная страница Одаренные дети Публикации в журнале "Одаренный ребенок" Роль классного руководителя в организации работы с одаренными детьми.// Одаренный ребенок. – 2007. - №3

Роль классного руководителя в организации работы с одаренными детьми.// Одаренный ребенок. – 2007. - №3

Опыт работы с одаренными детьми в ГБОУ школа №582 с углубленным изучением английского и финского языка в течение последних четырех лет показал, что “технология индивидуального ведения” учащегося, включающая в себя глубокое, долговременное изучение потребностей, устремлений, нравственных установок личности на основе педагогических наблюдений и психологических исследований дает учителю реальную возможность в условиях массовой школы выявить скрытые проблемы ученика, оказать педагогическую поддержку.

Исходя из того, что педагог, воспитатель не всегда в силах разглядеть одаренность в ребенке «как предпосылку гениальности» (Н.Ф.Вишнякова), считаем уместным предположить наличие способностей в каждом учащемся  и представить ему  как можно более широкий выбор видов и  форм учебной и внеклассной  деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений работы с одаренными учащимися  для нас стала организация исследовательской деятельности, главная цель которой  -  пробудить мотивы осмысления и выстраивания собственной личности и жизни.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности является одним из главных направлений работы классного руководителя, в компетенцию которого входит не только психолого-педагогическая диагностика индивидуальных способностей и интересов ребенка, но и создание условий для встречи воспитанника со “значимым взрослым” (учителем, руководителем кружка или секции), способным  дать толчок развитию учащегося. Закономерен вывод о том, что эта работа раскрывает наиболее полно потенциальные возможности ученика и одновременно обогащает содержание деятельности учителя, заставляя его двигаться в поиске ответов на многочисленные вопросы, возникающие в таком творческом союзе.

Процесс управления организацией исследовательской деятельности начинается  с   глубокого изучения личностных особенностей, способностей и конкретных проблем ребенка, в ходе которого учитель может разглядеть в коллективе круг одаренных детей, подобрать  для каждого из них тему индивидуального исследования по своему предмету и начать работу, ход и результаты которой  не всегда можно с уверенностью прогнозировать. Успешность реализации поставленных задач   предопределяется устремленностью самого педагога к научно-исследовательской деятельности, к постоянному поиску. Важно отметить, что помочь ученику сделать первые шаги на этом трудном пути способен учитель, ориентирующийся прежде всего на особый  пласт ценностей, зачастую значимый только  для ребенка, и, как правило, не интересующий  взрослых.  Так, в согласовании «субъектного опыта ребенка» (И.С.Якиманская) с миром абсолютных ценностей  воплощается главная идея программы «Воспитания человека культуры» в условиях гимназического образования.

Классным руководителем на основе комплексного педагогического наблюдения и диагностирования, тесно соприкасающегося с созданием ситуаций, выявляющих тип и вид одаренности, способности, потребности, интересы, проблемы детей, создается программа исследовательской деятельности.  В частности, наличие гуманитарных способностей учащихся (лингвистический интеллект, красноречие,  умение выразительно читать, любовь к чтению, богатый словарный запас, креативность, интерес к нравственно-философским проблемам,  склонность к творческому созерцанию) позволяет планировать совместную исследовательскую работу с преподавателями  русского языка, литературы, истории и др. Различного рода проблемы личностного развития, выявленные в процессе работы с учеником, также позволяют классному руководителю увидеть пути их решения в исследовательской деятельности. Наиболее ценными и продуктивными становятся те этапы, на которых учитель способен помочь ребенку понять причины возникновения индивидуальных проблем и затруднений, самостоятельно анализировать их, то есть включиться в процесс психолого-педагогической диагностики.

Опыт показал, что такая исследовательская практика позволяет не только сохранить познавательную активность и любознательность – качества, которые, как правило, характеризуют учащихся младших классов, но и дает возможность открыть заложенные в ребенке  способности, проявление которых  несвойственно  для детей этого возраста, - умение долго и внимательно слушать собеседника, грамотно выстраивать монологический ответ.  Чтобы создать оптимальные условия для  творческого самовыражения ребенка в исследовательской деятельности, следует использовать различные способы привлечения учащихся к поисковой практике.
В саму систему уроков включаются элементы организованного поиска знаний (индивидуального и группового), демонстрируются фрагменты микроисследований ребят. Это позволяет научить учащихся строить связный монологический ответ, помочь ощутить значимость самостоятельного открытия, а иногда дать возможность для выбора дальнейшего пути исследования. В то же время тема исследования  не может быть навязана ученику, к ее выбору необходимо готовить ребенка. Для кого-то из ребят исследовательский поиск не совсем бескорыстен – в этом случае на первый план выходит желание получить высокую оценку учителя, одобрение одноклассников. Но в ряду юных исследователей всегда есть учащиеся, в которых  поражает стремление узнать новое о мире и о себе. Не всегда они могут свободно и раскованно изложить результаты своей исследовательской деятельности, как правило, это ребята, у которых  есть  существенные проблемы как в учебе, так и в поведении.

Своеобразным отражением такого исследовательского опыта для нас стали «папки творческого самовыражения». В них накапливаются материалы исследований учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике, выявить новые проблемы и обозначить пути их решения.

Элементы исследовательской работы включаются и во внеклассную деятельность. Классные часы-самопрезентации – это еще одно наше открытие, это особый вид занятий, так как любой ученик нашего класса имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями.  Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов («Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия») позволяют поделиться конкретным опытом, а также  предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях
Готовность ученика к сотворчеству – важнейшая предпосылка любой учебной деятельности – складывается  из умения вести диалог,  способности радоваться успеху другого. Кроме того, исследовательская практика максимально расширяет круг интересов ребенка, позволяет «обучить» технологии мыслительных действий, способам эффективного познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности.  Можно согласиться с мнением многих ученых о том, что ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики, в сотворческой деятельности.

Таким образом, главная цель исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий  характер, и  передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Опыт организации исследовательской практики учащихся позволил нам прийти к следующим выводам:

Если ребенок не ощущает значимости своей исследовательской работы, не понимает ее цели, деятельность не может быть успешной;
В центре исследований на уроках – не отвлеченные, а конкретные проблемы, связанные, как правило, с программным материалом.
Тема исследования, как правило, должна соответствовать интересам конкретного учащегося, подбираться с учетом индивидуальных особенностей, проблем личностного развития.
Не всегда возможно прогнозировать ход исследовательской работы ученика, пути решения исследовательских задач. Зачастую новые перспективы  в ходе исследования открываются совершенно неожиданно, в ходе урока, выступлений или презентаций;
Тема предстоящего исследования может быть лишь поверхностно знакома учителю, это почва для новых открытий, для совместного творческого поиска взрослого и ребенка. Однако важно, чтобы проблема исследования содержала “познавательный заряд”.
Исследовательская работа не замыкается на уровне “ребенок-взрослый”, а присутствует во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности.
Поисковая деятельность помогает вовлечь ребенка в процесс диагностики собственных проблем, следовательно, создает условия для их решения.
Главный ориентир в работе – не самоутверждение или результат, а творчество и познание.
Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя  не только глубокой заинтересованности,  но и постоянного поиска. Только в этом случае взрослый исследователь способен  увлечь детей, создать оптимальные условия для успешного решения познавательных задач.
В качестве приоритетных факторов в развитии одаренности ребенка следует рассматривать личностные, а не интеллектуальные. Такие качества, как открытость новому, оригинальность мышления, ненасыщаемая познавательная потребность, желание увидеть себя представленным в других становятся основой для успешного исследования.

 



































 

 

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга

Открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. Хорошо бы всем нам не разучиться удивляться и не ждать готовых решений...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 12 гостей