Главная страница Методическая копилка Методические разработки О некоторых подходах к организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка

О некоторых подходах к организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка

Опыт работы педагогов «Гимназии №1» г. Хабаровска, являющейся краевой экспериментальной площадкой реализации «методики погружения» показал, что “технология индивидуального ведения” учащегося, включающая в себя глубокое, долговременное изучение потребностей, устремлений, нравственных установок личности на основе педагогических наблюдений и психологических исследований дает учителю реальную возможность в условиях массовой школы выявить скрытые проблемы ученика, оказать педагогическую поддержку.

 

Исходя из того, что педагог, воспитатель не всегда в силах разглядеть одаренность в ребенке «как предпосылку гениальности» (Н.Ф.Вишнякова), считаем уместным предположить наличие способностей в каждом учащемся  и представить ему  как можно более широкий выбор видов и  форм учебной и внеклассной  деятельности. Исследовательская практика максимально расширяет круг интересов ребенка, позволяет «обучить» технологии мыслительных действий;  способам эффективного познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности.Первый этап в обучении методологии исследовательской деятельности - урок русского языка «Что такое исследование?». На этом учебном занятии учитель знакомит ребят не только с  этапами исследовательского поиска, но и предлагает задания, предполагающие  проникновение в сам предмет научного поиска.
Ориентация на целостное, интегрированное знание  - один из принципов методики погружения – предполагает то, что уже в начале учебного года учащиеся на уроке русского языка получают задание составить общую модель учебной программы по учебнику и определить свое место в исследовании конкретного раздела, темы. Модель программы каждого ученика – это не только своеобразное отражение восприятия учебного курса по русскому языку, но и  материал  для диагностики уровня готовности учащегося к  осознанному и добровольному выбору темы.
На основе изучения таких моделей формулируются примерные темы исследований и включаются в календарно-тематическое планирование работы учителя по предмету. Такое «совместное» планирование позволяет увидеть закономерность: «метод погружения» способствует организации исследовательской деятельности учителя и учащихся, исследовательская деятельность осуществляется на основе согласования «субъектного опыта ребенка» (И.С.Якиманская) и перспективного планирования учителя.

Закономерен вывод о том, что эта работа наиболее полно раскрывает потенциальные возможности ученика и одновременно обогащает содержание деятельности учителя, заставляя его двигаться в поиске ответов на многочисленные вопросы, возникающие в таком творческом союзе.Различного рода проблемы личностного развития, выявленные в процессе работы с учеником, также позволяют учителю увидеть пути их решения в исследовательской деятельности. Наиболее ценными и продуктивными становятся те этапы, на которых учитель способен помочь ребенку понять причины возникновения индивидуальных проблем и затруднений, самостоятельно анализировать их, то есть включиться в процесс психолого-педагогической диагностики. Темы исследования по русскому языку  подбираются с учетом результатов этой диагностики и изучения круга интересов ребенка: «Фразеологизмы как средство  художественной выразительности речи» (исследование ученицы, участвующей в олимпиадах по русскому языку,  в задания которых включаются вопросы по фразеологии),  «Типы ошибок в творческих работах семиклассников» (исследование ученицы, допускающей большое количество речевых ошибок в письменных работах) и др.
Опыт показал, что такая исследовательская практика позволяет не только сохранить познавательную активность и любознательность – качества, которые, как правило, характеризуют учащихся младших классов, но и дает возможность открыть заложенные в ребенке  способности, проявление которых  несвойственно  для детей этого возраста, - умение долго и внимательно слушать собеседника, грамотно выстраивать монологический ответ. Чтобы создать оптимальные условия для  творческого самовыражения ребенка в исследовательской деятельности, следует использовать различные способы привлечения учащихся к поисковой практике.

В саму систему уроков включаются элементы организованного поиска знаний индивидуального и группового, демонстрируются фрагменты микроисследований ребят. Это позволяет научить учащихся строить связный монологический ответ, помочь ощутить значимость самостоятельного открытия, а иногда дать возможность для выбора дальнейшего пути исследования своему однокласснику.Готовность ученика к сотворчеству – важнейшая предпосылка любой учебной деятельности – складывается  из умения вести диалог,  способности радоваться успеху другого. Кроме того, исследовательская практика максимально расширяет круг интересов ребенка, позволяет «обучить» технологии мыслительных действий, способам эффективного познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности.  Можно согласиться с мнением многих ученых о том, что ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики, в сотворческой деятельности.  Важное место в этом процессе  занимает развитие умения объективно оценивать самого себя, понимать ценность работы другого (ученика, учителя). Так, рефлексия «Исследователь», которую целесообразно проводить на завершающем этапе урока, помогает проанализировать уровень сформированности коммуникативных навыков, выявить  степень значимости  исследовательского поиска.

Рефлексия «Исследователь»
1.    Какими ключевыми словами вы можете описать понятие «исследователь», «исследовательская работа»? 
2.    Подготовьте (письменно) вопрос по существу проблемы одного из представленных исследовани
3.    Заполните таблицу, выражая свое мнение по поводу представленных работ (оценивать  выступления можно в любой форме: отметками (от 1 до 5 баллов), словесно, символическими обозначениями, рисунками)

Таким образом, главная цель исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий  характер, и  передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.Опыт организации исследовательской практики учащихся позволил нам прийти к следующим выводам:
    Если ребенок не ощущает значимости своей исследовательской работы, не понимает ее цели, деятельность не может быть успешной;
    В центре исследований на уроках должны быть не отвлеченные, а конкретные проблемы, связанные, как правило, с программным материалом.
    Тема исследования, как правило, должна соответствовать интересам конкретного учащегося, подбираться с учетом индивидуальных особенностей, проблем личностного развития.
    Не всегда возможно прогнозировать ход исследовательской работы ученика, пути решения исследовательских задач. Зачастую новые перспективы  в ходе исследования открываются совершенно неожиданно, в ходе урока, выступлений или презентаций;
    Тема предстоящего исследования может быть лишь поверхностно знакома учителю, это почва для новых открытий, для совместного творческого поиска взрослого и ребенка. Однако важно, чтобы проблема исследования содержала “познавательный заряд”.
    Исследовательская работа не замыкается на уровне “ребенок-взрослый”, а присутствует во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности.
    Поисковая деятельность помогает вовлечь ребенка в процесс диагностики собственных проблем, следовательно, создает условия для их решения.
    Главный ориентир в работе – не самоутверждение или результат, а творчество и познание.
    Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя  не только глубокой заинтересованности,  но и постоянного поиска. Только в этом случае взрослый исследователь способен  увлечь детей, создать оптимальные условия для успешного решения познавательных задач.

 

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 30 гостей