Главная страница Одаренные дети Публикации в журнале "Одаренный ребенок" Педагогическая поддержка одаренных детей в системе литературного образования

Педагогическая поддержка одаренных детей в системе литературного образования

Мы не всегда в силах разглядеть одаренность в ребенке «как предпосылку гениальности» (Н.Ф.Вишнякова), поэтому считаем уместным предположить наличие способностей в каждом учащемся.

Система  литературного образования предоставляет учителю реальную возможность в условиях массовой школы оказать педагогическую поддержку одаренным детям.«Художественная литература, - по мнению В.В.Голубкова, - дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология.  Литература дает учащемуся целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни…»
Однако прежде чем говорить о  поддержке одаренных детей в системе  литературного образования, необходимо учитывать, что речь идет не только о детях, ярко проявляющих специфические гуманитарные способности в изучении русского языка и литературы (лингвистический интеллект, красноречие,  умение выразительно читать, любовь к чтению, богатый словарный запас, креативность, интерес к нравственно-философским проблемам, склонность к творческому созерцанию); можно утверждать, что создание оптимальных условий для художественного освоения действительности помогает «вести» учащихся, проявляющих себя и в других видах деятельности.
Неисчерпаемый потенциал для исследования одаренности как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим о русском языке и литературе. Такого рода педагогическая диагностика в условиях современной массовой школы существенно дополняет психологическую: индивидуальное собеседование,  анализ творческих работ ученика в комплексе  с психологической диагностикой дают целостную картину о мире ребенка, позволяют выявить «субъектный опыт ребенка», спроектировать приемы педагогической поддержки.
В работе по диагностике одаренности главное место занимает комплексное и долговременное педагогическое  наблюдение, позволяющее анализировать уровень проявления интеллектуальных способностей и личностных качеств. Работа со словом, постижение глубинных взаимосвязей художественного текста, построение ассоциативных цепочек помогает не только увидеть одаренного ребенка, но и понять его проблемы. Особый подход к выполнению обычных упражнений, позволяет сделать вывод о степени реализованности системы отношения ребенка к действительности, о том, какими эмоциями окрашены переживания ученика, встречающегося с литературным произведением.
Например, упражнение, предлагающееся для пятиклассников, – составить словосочетание с предложенными словами, дает не менее ценный результат, чем утвердившийся в практике психологов метод ассоциаций.

Одаренный пятиклассник, увлекающийся литературой в стиле фэнтази и уже пробующий себя в качестве автора подобных произведений, ассоциирует со словами «впечатление», «изобретение» такие эпитеты как «убийственное», «страшное». Творческие работы многих учащихся позволяют разглядеть не только трудности, связанные с орфографическими и правописными навыками, но и проблемы, рожденные  деформированным восприятием мира, фрагментарностью сознания, обилием пугающих, злых образов, создающихся и поддерживающихся через произведения массовой культуры, нравственно искажающих картину мира.

Такие дети особенно нуждаются в педагогической поддержке. Какого рода поддержка необходима?
Поддерживать – значит помочь установить особые взаимоотношения с окружающим миром через диалог с художественным произведением. Основой для развития гуманитарных способностей на уроках русского языка и литературы становится работа с художественным текстом.  М.М.Бахтин утверждал, что «человек в его человеческой специфике всегда выражает себя, то есть создает ТЕКСТ… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное … откровение личности».
Поддерживать – строить так работу с учеником, чтобы в этом процессе происходило согласование субъектного опыта ребенка с миром абсолютных ценностей, заложенных в тексте. Научить его смотреть на мир глазами других людей. Знакомство с миром  русской классической литературы  -  способ увидеть ценность мира писателя, понять и принять личность другого человека.
Приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать тайну, которая заключена в произведении искусства слова. Процесс такого рода поиска  связан с эмоциональной сферой ребенка, глубиной его переживаний от встречи с неизвестным.
Наконец, поддерживать – значит постепенно подводить учащегося к пониманию того, что он – автор собственной личности.

Одним из приоритетных направлений работы с одаренными учащимися  является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий  характер, и  передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Важно отметить, что помочь ученику сделать первые шаги на этом трудном пути способен учитель, ориентирующийся прежде всего на особый  пласт ценностей, зачастую значимый только  для ребенка.
В саму систему уроков включаются элементы организованного поиска знаний индивидуального и группового, демонстрируются фрагменты микроисследований ребят. Это позволяет научить учащихся строить связный монологический ответ, помочь ощутить значимость самостоятельного открытия, а иногда дать возможность для выбора дальнейшего пути исследования.
Исследовательская практика не только максимально расширяет круг интересов ребенка, но и позволяет «обучить» технологии мыслительных действий;  способам эффективного познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности, сформировать навыки переработки информации.
Настоящая мотивация познания должна быть связана с содержанием усвояемого материала… всякого рода «живость», «подкрепления», «побуждения», эмоциональность, таинственность не могут обеспечить мотивацию учения… (Д.Б.Эльконин)
Проблема отчуждения растущего человека от многих художественных достижений, потери интереса к сознательному чтению заставляет нас все чаще задумываться о необходимости внимания к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественного произведения, к целостному изучению литературы.
“Понимание, узнавание, признание в ребенке  человека, – это самый главный вклад взрослого в развитие, толчок, движущая сила развития, развязывание в ребенке возможностей его индивидуальности, человеческих сущностных сил, его самости, его призвания”. (В.П.Зинченко)


 

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга

Открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. Хорошо бы всем нам не разучиться удивляться и не ждать готовых решений...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 13 гостей