Главная страница

Конкурсное сочинение "Образ ребенка в живописи М.В.Нестерова"

Оглавление
Конкурсное сочинение "Образ ребенка в живописи М.В.Нестерова"
Начало пути
Все страницы

Автор работы - Московцева Антонина, ученица 10 класса МОУ "Гимназия №1" г. Хабаровска, 2010 год.

«Я избегал изображать  так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», -  говорил великий русский  живописец М.В Нестеров. Благодаря обращению к образу человека, этот художник воплотил живую связь времён. Христианское  мироощущение, бесконечная любовь к родине, сопровождавшие его всю жизнь, были заложены семейной атмосферой, в которой вырос  художник. Уже в раннем детстве он принял значимость вечных человеческих ценностей.


Начало творческого пути живописца совпало с периодом  «Бури и натиска» передвижничества, являвшегося оппозицией академическому искусству. Живопись  лидера этого течения Василия  Перова, волновала молодого художника умением проникнуть в человеческую душу. «Всё  «бытовое» в его картинах  было необходимой ему внешней, возможно реальной оболочкой    «внутренней» драмы, кроющейся в недрах, в глубинах изображаемого им «быта». Именно этому умению так старательно  учился Нестеров у Перова.

В годы творческих исканий  Михаил Васильевич знакомится с Крамским, который позже скажет такие слова, ставшие впоследствии пророческими: «Ты найдёшь иной путь, и этот путь будет верный».  Этот человек, чувствовавший талант в молодом художнике, направлял его к духовному возрастанию.Конец уходящего века стал переломным в творчестве художника. Смерть жены совершила переворот в его душе. Нестеров находит свою тему и художественный почерк. Картина «Христова невеста» стала прелюдией к новой жизни. «С этой картины произошёл перелом во мне, появилось то, что позднее развилось в нечто ценное, определённое, давшее мне своё лицо», - говорил Нестеров. И таким лицом на полотнах мастера стал образ детей,  символизирующих чистоту и безгрешность. Дети святы, они живут по велению своего сердца, не зная всех грехов человечества. Их мир прекрасен, как они сами.

Один из таких ярких образов воплощён на картине «Видение отроку Варфоломею», открывшей целую сюжетную линию произведений Нестерова о великом русском святом XIV века Сергии Радонежском. Образ  Сергия был душевно близок художнику с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий – пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси».  Основой сюжета картины стал эпизод из жизни Сергия,  когда мальчик встретил в лесу одинокого святого старца, давшего ему чудесный хлеб. Стоило отроку вкусить его, как он, сам того не ведая, обрёл дар чтения. Ребёнок искренне верил в чудо, в Бога. Сергию тогда было около двенадцати – тринадцати лет, но в его взгляде мы видим недетскую серьёзность. Его руки крепко сжаты, мы чувствуем волнение ребенка, трепетный ритм маленького сердца. Он искренне ждёт свершения чуда. Недаром Бог наградил мальчика умением читать, ведь всё началось со слова, а уметь читать – значит познавать Бога, этому и посвящает всю свою жизнь Сергий Радонежский.

Всё в картине символично… И время года, и взгляд ребёнка, и русский пейзаж. Осень – это завершение круга времён года. А встреча со старцем  для отрока – тоже завершение его детства, это начало его нового пути… Пути служения Творцу. Пейзаж на полотне лиричен, в его неброской красоте человек и природа сливаются в единое целое. Увядающие неяркие цветы, пожелтевшая трава, скошенные луга невероятно поэтизируют пейзаж, красота которого завораживает взор.

С образом ребёнка связана и другая картина Нестерова – «Дмитрий, царевич убиенный», представляющая собой синтез трёх жанров: лирический пейзаж, портрет, икона. Взглянув на эту картину, мы чувствуем умиротворение. Погода тиха и спокойна. Хрупкие берёзки напоминают свечи. Весенние клейкие листочки, окутывающие дымкой стволы, символизируют юный возраст  царевича. Фигура Дмитрия также стройна, как русская берёзка. У его ног покорно поникли цветы. Одеяние на мальчике царское: горностаевый мех, похожий на белоснежные стволы молодых деревьев, корона – символ власти и мученичества. Царевич не стоит на земле, он парит над ней. Этот ребёнок пережил боль и страдания, жестокую смерть и муки, но теперь всё позади. Полотно имеет связь с иконописными традициями: над головой Дмитрия расположен нимб – символ святости и духовной чистоты. В левом углу картины мы видим Иисуса, благословляющего душу царевича. Природа, изображённая на полотне, словно прощается с земной жизнью этого ребёнка. Лицо Дмитрия потеряло румянец, побелело. Вдали виднеется Угличский храм, возле которого бояре совершили жестокое убийство мальчика. Но всё прошло, больше боли и страданий нет, душа царевича прощается с земной жизнью.

Главной духовной идеей этих картин становится мысль о том, что вера присуща детскому сознанию, она наполняет жизнь растущего человека смыслом, подвигает его к самоотречению и служению  Богу и людям. Новая жизнь начинается у Варфоломея и Дмитрия. У одного на земле, у другого на небесах. Такие дети рождаются из века в век, они освещают Россию, даруя людям веру в добро и справедливость.

Что же так ценил Нестеров в образе русского мальчика? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к картине  «На Руси».  Смысловой центр полотна – ребёнок. Его образ пропитан духом благочестия, безгрешности, в нём жива вера, чистота и целомудрие, смирение. Он «чист сердцем», а значит «Бога узрит»… Мальчик идёт первым, он не боится видящего насквозь взгляда, ведь его душа чиста, она не испачкана завистью, жестокостью, злобой и другими грехами. Это самое совершенное выражение души народа. У многих стоящих в толпе людей глаза опущены. В правом углу картины мы видим фигуры Достоевского, Толстого, Соловьёва. За Фёдором Михайловичем стоит герой его романа «Братья Карамазовы» Алёша. Слова Достоевского согласовываются с идеей картины: «Никаким развратом, никаким давлением, никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь сердце народа нашего, жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего. Он может страшно упасть, и в моменты самого полного своего безобразия он будет помнить, что он всего только безобразник, и более ничего, но что есть где – то высшая правда, и эта правда выше всего. Кто от родной земли отказался, тот и от Бога отказался. Кто отрицает народность, тот отрицает и веру, ибо у нас вся народность основана на христианстве. Слова крестьяне, Русь, православие – суть однокоренные. Всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймёт ни русского народа, ни души народной, ни русской народности».

Полотно «На Руси» отражает переживания художника за судьбу его родины – России. Кто мы? Откуда мы? Куда идём? Природа тоже волнуется, небо покрыто летящими в неизвестном направлении облаками. Деревья раскачиваются под натиском ветра.  Чувствуется тревога. Что ждёт Россию и её народ? В поисках ответов на эти вопросы художник приходит к выводу, что дети – будущее России, дар божий. Взрослый человек должен учиться у маленького ребёнка искренней доброте и любви.  « Если не будете как дети, не войдёте в  Царствие Небесное» (Матф18 :3). Это не означает, что Богу нравится детская наивность и неосмысленность поступков. Это значит, что Творец ценит особые качества, присущие детям: доверие, смирение, послушание. Именно этот путь приведёт детей от родителей к Творцу. Ребёнок, по мнению Нестерова, без этих качеств превратится в « исчадие ада». Дети напитываются тем духом, что витает в их доме, в обществе. Нестеров изображает ангелоподобных мальчиков, безусловно, любуется ими и воспевает милое сердцу Отечество, способное сформировать таких чудо – детей. Где ещё на земле есть такие одухотворённые ангелы, все духовные и умственные силы которых направлены к обоженью и стяжанию о Духу Святого, что, по утверждению  Серафима Саровского, и является смыслом человеческой жизни на земле. Будущее всегда принадлежит детям, счастье России – в её детях, строящих своё бытие как пирамидку.  Кто имеет крепкую веру, тот не потеряет ничего из того, что дорого человеческому сердцу. Эту мысль утверждал и герой картины, Достоевский:  «Русские мальчики – такие мальчики, которые в минуту опасности для Отечества оставят дом, невесту, мать, и идут добровольцами, ополченцами, чтобы стать героями. Они, конечно, не испугаются встречи, они мечтают как о счастье о смертном поединке с врагом. Им будет дано освободить душу Матери – России, дать ей осознать свою силу, подняться во всю поднебесную высоту. Какое слово скажут они? – Россия! Нет, великий наш народ не потому, что он есть, а потому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, они – то и спасли его. Они – то и срослись с душой его, искони и наградили её навеки  простодушием и честностью, искренностью и широким открытым умом, и всё это в самом привлекательном, гармоническом соединении. Родина свята для Русского сердца, потому что Родина для него высшая и последняя правда, и потому всё можно отнять у него, всё осмеять, но Родину отнять у Русского сердца – унизить, оскорбить его так, чтобы оно застыдилось, отреклось от неё, невозможно. Нет такой силы на земле, ни под землёй, нигде во всём бело свете. Если русский скажет вам, что он не любит Родину, не верьте ему, он – не русский». Нестеров высказывал эту идею при помощи красок, цвета и образов, а Достоевский при помощи живого русского слова.Почему мы верим в Россию? Великий русский философ Иван Ильин разделял взгляды и художника и писателя. «Чтобы быть  и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нём Божии дары, что по–прежнему лишь на поверхности омрачённое живёт в нём исконное боговосприятие, что это омрачение пройдёт и духовные силы воскреснут. Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить её духом. Они перестанут быть русскими.
Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все гении и её строители.
Верить в Россию - значит видеть и признавать, что душа её укоренена в Боге и что её история есть возрастание её от этих корней.
Мы верим в Россию не только по всем этим основаниям, но, конечно, мы находим опору в них. За ними и через них сияет нам нечто большее: народ с такими дарами и с такой судьбой, выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании,  в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, - то страдания очистят его взор и укрепят в нём его духовную мощь…»
В творчестве М.В.Нестерова  яркое воплощение получает образ ребёнка, символизирующего  святую любовь всего русского народа к своей Родине и ставшего опорой веры художника в человека вообще.

 

 

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 10 гостей