Главная страница Одаренные дети Публикации в журнале "Одаренный ребенок" Возрастная одаренность. Старший школьный возраст. // Одаренный ребенок. - 2003. - №3

Возрастная одаренность. Старший школьный возраст. // Одаренный ребенок. - 2003. - №3

Психологический портрет  (старший школьный возраст)

Юрий – ученик с высоким уровнем интеллектуальных способностей, которые начали формироваться в раннем детстве. Развитие моторных процессов шло без  задержек; начал в 10 месяцев ходить, рано говорить. С 4-х лет бегло читал, был очень подвижным, любознательным. Не любил посещать детский сад, хотя не доставлял воспитателям никаких хлопот. Занимался с 4-х лет в детском эстетическом центре плаванием, ритмикой, развитием речи, английским языком. Страдал логопедическими нарушениями. После 4-х лет воспитывался в семье, так как у него появилась маленькая сестренка. Мама -  домохозяйка, очень много времени отдает занятиям с детьми. Отец – геолог, часто уезжает надолго. Юра воспитывался мамой.
Начальный период обучения мальчика прошел безболезненно. Юра любил ходить в школу. Учитель отмечал высокий уровень познавательной активности ученика, дисциплинированность, умение сосредоточиться. Мальчик закончил 3 класс с отметками «отлично». Родители отмечают, что в этот период у него не было «зацикленности» на оценках. В это время мальчик очень много читал, особенно любил сказки. В 3 классе зачитывался книгами Толкина «Властелин колец».
Очень сложно проходил период адаптации ученика в 5 классе. Он стал хуже учиться, конфликтовать со сверстниками, замкнулся, часто плакал. В этом возрасте доминирующими чертами характера становятся самоуверенность, гордыня, резкое непринятие чужих недостатков. Юра перестал участвовать во внеурочной деятельности коллектива класса, все свободное время проводил дома. Общение ограничивалось прогулками и разговорами с ребятами, которые по тем или иным причинам отвергались классом. Дружбой это назвать было нельзя.
Во время учебы в среднем звене (5-7 кл.) все интересы Юры были сосредоточены на чтении книг и занятиях с компьютером. Если последнее увлечение не перешло в страсть, то чтение книг можно назвать основным видом деятельности мальчика. Круг его чтения – литература в стиле «фэнтази». Юра всем другим книгам предпочитает произведения о «придуманном прошлом» (Николай Перутов, Мария Семенова). В числе любимых писателей – В. Пикуль, М. Булгаков. Самые запомнившиеся книги – «Маленькие дикари» Томсона и «Падение Скифии».
По признанию мамы, Юра читает все, что читает отец (в доме богатая библиотека). Наиболее понравившиеся книги перечитывает постоянно. Мальчик любит классическую музыку (Вагнер, Бетховен, Бах), тяжелый рок, не признает попкультуру.
С 8 класса Юра начинает обучение в гимназии, попадает в коллектив, где обучаются ребята с высоким уровнем познавательной активности. В ученике родители сразу отмечают произошедшие перемены: он становится более открытым, проявляет интерес ко всем творческим делам класса и школы. Несмотря на это, первые два года обучения (в 8 и 9 классе) ученик находится в числе отвергаемых одноклассниками.
Удивительно, что импульсивность, резкость в общении со сверстниками, а иногда и желание унизить (как своеобразная защита) никогда не проявляется в отношениях Юры к учителям и другим взрослым.
Предпочтение подросток отдает гуманитарным дисциплинам, проявляет себя как начитанный ученик с хорошей памятью и широким кругозором.
Именно в последние два года Юра пытается писать стихи, скрывает это от всех. На  индивидуальном собеседовании Юра признался, что многое он записывать не успевает и забывает. В этот же период ученик  создает свою теорию, которую условно можно назвать «Господство Разума». Суть её – неприятие всего, что не может принести реальной пользы (человеку, обществу) – отвержение мира чувств.
Очень убежденно Юра говорит о том, что после учебы в школе, а затем в высшем  учебном заведении он уедет жить в Германию или в любую другую германоязычную страну. По его мнению, находясь именно в таких условиях, он сможет наладить свою жизнь – размеренную, упорядоченную. Для этого Юра второй год изучает немецкий язык, интересуется историей Германии: одна из последних книг, заинтересовавших его в последнее время – двухтомник «Взлет и падение третьего рейха».
Непоследовательность и противоречивость позиции ученика прослеживается и в письменных работах по литературе: по отношению к героям литературных произведений он не выражает резких категоричных оценок или суждений, умеет рассуждать о литературных фактах, о событийной стороне произведения с позиции другого человека. В то же время в межличностном общении (особенно среди сверстников и в кругу семьи) не слышит другого человека, не умеет взглянуть на обстоятельства со стороны. Это  касается лишь отношений между учениками и разногласий Юры с родственниками. Все, что входит в круг обязанностей мальчика – работа по дому, подготовка к урокам, – выполняется им скрупулезно и своевременно.
Еще одна проблема развития ученика – несоответствие между физическим и интеллектуальным развитием. Этот дисбаланс породил в Юре вербальную агрессию, саркастическое отношение к чужим ошибкам и недостаткам, неумение прощать. Если в детском возрасте мальчик стремился уйти от реальности в мир иллюзий, то в настоящее время он стал более открытым и даже пытается поделиться своими умозаключениями с людьми, найти единомышленников. Именно в данный период развития и становления ему необходима помощь для решения проблем общения с миром других людей. Ученик с интересом принял предложение начать научно-исследовательскую работу.

 

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга

Открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. Хорошо бы всем нам не разучиться удивляться и не ждать готовых решений...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 11 гостей