Главная страница

О творчестве и творческих способностях

В наши дни часто подчеркивается, что уменьшилось число обладающих творческим мышлением. Джой Гилфорд, американский психолог, размышляя об этом, предположил, что возможно, этот недостаток стал заметен в связи со значительно возросшими в наше время требованиями к творчеству. Во всяком случае, на основе понимания того, что наиболее заметным образом творческие способности, по-видимому, концентрируются в категориях дивергентного мышления и в некоторой степени в категории преобразований, именно сегодня актуален  вопрос о том, используются ли в настоящее время соответствующие возможности для развития этих способностей. Что же означает само понятие творчества?

Наиболее распространенным и приемлемым можно назвать следующее определение: «Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное».

 

Английский ученый Г.Уолдес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение (инсайт) и проверку. Именно творческим моментом считается инсайт – интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата.

Несмотря на то, что не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. В конце концов, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.

Психологические исследования в школах всего мира показывают, что практически все ученики обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь. Но как определить, какие занятия и упражнения развивают творческий потенциал личности, а какие нет? Лучше всего это объясняют психологи через сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления, на развитие которого ставится акцент в большинстве российских и зарубежных школ, когда учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:

1. Степени точности ответа;

2. Степени подробности;

3. Скорости (кто раньше);

4. Аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа.

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят, при соответствующих критериях оценки, к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление – тот вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем. «В реальной жизни правильных ответов всегда больше, чем один, - утверждает Роберт Киосаки, - если у кого-то есть лучший правильный ответ, чем у тебя, прими его, и тогда у тебя будет два правильных ответа. Люди, у которых есть только один правильный ответ, очень часто имеют три характерные черты. Первая - они обычно любят спорить, или защищаться, вторая - часто они очень докучливы и третья - их взгляды, как правило, довольно устаревшие, так как эти люди не способны заметить, что их некогда правильные решения сейчас таковыми уже не являются».

Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учеников. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного. А можно и проводить факультативные занятия, используя специальные курсы по развитию творческих способностей учащихся. Так, сегодня очень популярны курсы, основанные на модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе эффективных развивающих программ Дж.Рензулли. Среди них наиболее популярными являются «Курс развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова и «Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых» Т.Г.Любимовой.

Основной техникой данных программ, по мнению Дж.Гилфорда, Дж.Рензулли и других, является «брейнсторминг» или метод «мозгового штурма», для проведения которого необходимо:

1. Найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений;

2. Поощрять учащихся в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумаcшедшими;

3. Ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемы);

4. Воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

А дальше необходимо учиться правильно формулировать вопрос. По мысли Б. Акунина, «это половина дела, а вторая половина - умение услышать ответ...»

 

 

 

 

Приглашаю на улицу Юности!

Самые неожиданные и яркие открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. На улице Юности не разучились удивляться, здесь не ждут подсказок и готовых решений,  хоть иногда изобретают то, что уже кем-то изобретено...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 62 гостей