Главная страница Методическая копилка
Методическая копилка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЛАБОРАТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Курс ориентирован на лингвистически одаренных учащихся, нуждающихся в формировании продуктивных способов мышления, столь необходимых современному человеку при современных темпах развития науки, техники и технологий.Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную).
Занятия в рамках курса предполагают обращение к особому виду наглядности, опирающейся на структуру и ассоциативные связи, характерные для долговременной памяти человека.
На занятиях руководитель создает условия для формирования групп для обучения на основе деятельностного подхода (знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе создания учебного видеоролика). Кроме того, используются элементы технологии игровой, проектной деятельности; проблемного обучения; системы вопросов и заданий технологии оценивания.

 


 

В ходе занятия предполагается создание ситуаций, направленных на информационный поиск, организуется рефлексивная деятельность.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ КУРСА
Понятийное и визуальное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они, дополняя друг друга, раскрывают различные стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Словесно-логическое мышление дает нам более точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, визуальное мышление помогает организовать образы, делает их целостными, обобщенными, полными. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей».
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: сделать обучение интенсивным, активизировать учебную и познавательную деятельности, развивать критическое и визуальное мышление, образное представление знаний и учебных действий, формировать визуальную культуру.
Основной формой занятий в рамках курса является работа в группах. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения и сотрудничества. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Коллективная форма организации работы при этом требует явных усилий каждого.
Главный принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями.
Опираясь на идею М.М.Бахтина о том, что «человек в его человеческой специфике всегда выражает себя, то есть создает ТЕКСТ…», что в во всяком «истинно творческом тексте всегда есть в какой-то мере свободное … откровение личности», считаем, что работа с текстом на занятии видеоскарйбингом - уникальная возможность для творческого роста ученика.Поэтому главным продукт работы творческих групп становится видеоролик, созданный на основе текста, автором которого может являться любой учащийся или группа учеников.
При визуализации учебной информации следует учитывать, что наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать образ большей «емкости», уплотнив тем самым учебный материал.Это позволяет развивать у обучающихся способность видеть закономерности, связи, что способствует личностному развитию такого креативного качества, как исследовательская и творческая активность, создает возможность для овладения умениями прогнозировать, структурировать и моделировать информацию, когда ребенку предлагается «пропустить» большой объем знаний «через себя».

НОВИЗНА КУРСА
Новизна данного курса состоит в том, что учащимся среднего школьного возраста предлагается стать авторами учебных анимированных роликов в формате whiteboardanimation (программа «Объясняшки» - приложение для iPad).
Ученик становится активным участником  процесса рисования,  пробуждающего интерес и удерживающего внимание лучше, чем обычный видеоряд. Творческие способности учащихся развиваются благодаря видеоскрайбингу –одному из эффективных методов интерпретации информации. Участник группы вовлекается в визуальное повествование и следит за ходом истории.  Система занятий в рамках данного курса позволяет преодолеть одно из противоречий традиционной системы обучения, в которой сложность и необычность творческого замысла ученика сталкивается со слабостью и несовершенством «технического» арсенала средств для его воплощения.
ЗАДАЧИ КУРСА
Данный курс ставит следующие  задачи:
•    Расширение знаний учащихся о возможных форматах визуализации информации, о правилах создания текстов различных жанров;
•    Обучение технологии мыслительных действий, овладение способами эффективного познавательного поиска;
•    Формирование навыков творческой переработки информации;
•    Совершенствование навыков интерпретации текста различной стилевой принадлежности;
•    Преодоление психологических трудностей, связанных с взаимодействием в группе.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс рассчитан на одно занятие в неделю, продолжительность курса –  с 09сентября по 28апреля. Тем самым, предполагается проведение 30 учебных занятий. Формы контроля как таковые отсутствуют, однако по завершении работы на каждом занятии учащиеся публикуют видеоролики, лучшие из которых размещаются на сайте «Говорящий школьный мир» и сопровождаются анализом некоторых особенностей и методическими рекомендациями для их использования в качестве практических учебных пособий.
ПОСТРОЕНИЕ КУРСА
Работа над разделами курса строится по определенному алгоритму. Это освоение технологии создания рисованных роликов, изучение особенностей данного формата видеоскрайбинга. Обучение проходит в формате практикумов, содержание которых связано с анализом текстов различных функциональных стилей. Каждое занятие завершается созданием учебных роликов, которые могут стать пособием для освоения видеоскрайбинга как способа интерпретации текста.

 

 

 



 

 

Объясняшки в перевернутом классе

Актуальной для сферы российского образования стала идея перевёрнутого класса, возникшая несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо привычного домашнего задания (традиционные упражнения, задачи или работа с текстом учебного пособия) ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. А непосредственно на уроке учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т.д. После - повторный просмотр дома видеоролика и работа с теорией.

Читать полностью
 

Учимся понимать с Объясняшками

Нынешние дети, читая текст, особенно не утруждаются, если встречают что-то непонятное. Привычка действовать в этой ситуации по шаблону рождает ошибки в понимании. Да что там текст, отдельное слово бывает для многих непрозрачным. Вот обычное задание: подобрать зависимое слово к глаголу «пригубить».  Пятиклассники бойко составляют словосочетания и открывают для меня, что можно "пригубить врага, пригубить муху, пригубить из ружья".  Для них закономерно, что можно не только ПОгубить, Сгубить, но и ПРИгубить. Удивляются, выслушивая истинное значение, - «пригубить» означает «прикоснуться губами к краю сосуда, попробовав что-либо». Понятно, что  это слово активно не используется в современной речи. Как тогда читать классику, если значение определенной части слов туманно?

 

Читать полностью
 

Объясняшки. Первые шаги.

12 августа 2013 года в  КДЦ “Созвездие» проводилось творческое мероприятие,
участниками которого стали сетевые педагоги и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Ребятам было предложено познакомиться с этапами создания видеороликов в программе "Объясняшки":

Читать полностью
 

Темы исследования по русскому языку

Исследование - кратчайший путь от обучения к самообучению. Но стоит ли обращать внимание на то, что, казалось бы, давно открыто и изучено? Оказывается, наш родной язык дает возможность открыть в каждом из нас способности к поиску. Думается, многих преподавателей русского языка заинтересует перечень тем для таких исследований
Читать полностью
 

Темы для ученического исследования по литературе

1.    Образ странника в ранних рассказах А.И.Куприна
2.    Вопрос о «бессмертии души» в рассказе А.П.Чехова «Палата №6»
3.    Тема совести в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина

Читать полностью
 

Рождественские мотивы в произведениях школьной программы

Рождественские образы и мотивы широко распространены в произведениях зарубежной и русской литературы. Главная ценность их - утверждение христианской добродетели. В XIX  веке в литературе сложился особый жанр – рождественский рассказ, в котором удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Именно эти произведения воплощали черты Рождественских праздников в русской культуре и призваны были быть, по мысли Ф.М.Достоевского, пищей для размышления в дни «семейного сбора», дни милосердия, примирения.

Читать полностью
 

Средства выразительности художественной речи

Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом.

Читать полностью
 

Как понять стихотворение

Вправе ли мы анализировать поэтический текст? Выявлять тонкости, о которых, возможно и не задумывался сам автор?  Разбирать, словно под микроскопом, все хитросплетения невесомой художественной ткани? Существует реальная опасность, что  "препарирование" текста оттолкнет маленького читателя, не позволит ему органично войти в мир настоящей Литературы?

Читать полностью
 


Страница 1 из 2

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга

Открытия ждут каждого, кто даже после окончания школы остается жить с задорным ощущением детства. Хорошо бы всем нам не разучиться удивляться и не ждать готовых решений...

Оцените мой сайт
 

Поиск

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 6 гостей